Инсайт Экспертс разработка программного обеспечения
Вы здесь: Главная > О компании > СМИ о нас > «Конкурент», 11.07.06

Последних нет?

Скорость и уровень работы кассира главным образом зависит от комплектации кассового бокса и его программной функциональности. Поэтому для того, чтобы в супермаркетах не было очередей, важно правильно определиться с выбором и установкой систем автоматизации. А проектирование, оформление и оснащение прикассовой зоны формируется в зависимости от той нагрузки, которую должно нести это пространство.

Целиком или «по частям»?

«Столпом» рабочего места кассира можно назвать POS-терминал — это устройство, в которое производителем включены все необходимые комплектующие: от компьютера до принтера и устройства для считывания магнитных карт. По словам Сергея Сутурина, коммерческого директора компании «Инсайт Экспертс» (автоматизация торговли), типовая комплектация POS-терминала (по сути являющегося специализированными компьютерами) включает фискальный регистратор — устройство, которое имеет специальную фискальную память для налоговой инспекции. А также сканер штрих-кодов, денежный ящик, дисплей покупателя и специализированную клавиатуру. Самым распространенным фискальным регистратором для работы с POS-терминалом является модель СП101ФРК (разработка компании «Сервис плюс», г. Москва).

Альтернативой POS-терминалу может стать POS-система, которая комплектуется из различных составляющих, как правило это обычный системный блок, клавиатура, мышь, сканер штрих-кода, подключенный к компьютеру, принтер со встроенным фискальным регистратором и программное обеспечение.

Скоростные характеристики в обоих случаях равны, но POS-терминал в несколько раз надежнее, поэтому и дороже. Он незаменим для супермаркетов с большой проходимостью и круглосуточным режимом работы. Антон Долгополов, директор Центра проектов «ИТ» (Группа компаний «Инженер торговли»): «Эти устройства выпускаются под всемирно известными брэндами и рассчитаны на профессиональное использование и большие нагрузки. Что не всегда можно сказать о компьютере, включенном в POS-систему: иногда в целях экономии приобретается «бытовое» устройство. Поэтому при интенсивном использовании такая техника может выйти из строя в самый разгар дня. Вот вам и причина появившейся очереди».

Лицом к покупателю

На сегодняшний день, когда безналичный расчет уже не является диковинкой для потребителя, крупные розничные магазины вынуждены уделять внимание процессу обслуживания клиентов с кредитными картами. Как правило, для такого расчета в POS-терминал или головное устройство системы банк-партнер устанавливает свое программное обеспечение.

Антон Долгополов: «С его установкой в POS-терминал, как правило, проблем не возникает. Для собранной по частям POS-системы это гораздо сложнее. Во-первых, программу для такой системы часто пишет нанятый магазином сторонний специалист, тогда как в целостную брэндовую установку производитель предоставляет свое фирменное ПО. В этом случае банку гораздо надежнее доверить свою программу, нежели сотрудничать с неизвестно кем и как установленной автоматикой. В случае отказа банка встраивать свое ПО магазин устанавливает банковские терминалы для работы с кредитными картами. Печально, когда на 6-7 кассовых боксов приходится всего один кредитный автомат. Тогда возле них образуется очередь из кассиров, которые хотят активировать карту покупателя, а возле пустующих мест кассиров — из томящихся покупателей».

Одно из составляющих места кассира — покупательский дисплей. Его установка — обязательное требование к магазинам формата самообслуживания. Но местные супермаркеты подходят к этому вопросу с точки зрения посадки кассира. При фронтальном варианте — кассир сидит лицом к покупателю — последнему не виден монитор компьютера, на котором отражаются все денежные операции, в этом случае дисплей обязателен. Но при боковой посадке человеку виден монитор кассира, и некоторые супермаркеты этим и ограничиваются. Однако не учитывается, что покупателю не совсем удобно заглядывать кассиру через плечо. В любом случае эксперты называют более эффективной фронтальную посадку: работник меньше устает, успевает обслужить большее число клиентов. Так что, стремясь к оптимизации кассовых операций, стоит все-таки позаботиться о наличии покупательского дисплея.

Кодировать - грамотно

Зачастую причиной очередей в магазинах самообслуживания становятся сбои в системе штрих-кодирования товаров. Многим знакома ситуация, когда штрих-код не считывается и кассиру приходится бежать через весь зал, чтобы прояснять ситуацию. По словам специалистов, в таких конфузах не всегда виновата автоматика. Антон Долгополов: «Бывает, что по оплошности типографии шрих-код просто нечитаем для сканера, тогда ответственность ложится скорее на оператора склада. Случается, что один и тот же товар у одного поставщика проштрихован по-разному. Оператор же из-за больших нагрузок не проверяет все позиции в упаковке, а пробивает одну-две, умножая на общее число товара. Вот кассирам и попадаются «нечитаемые» упаковки. На помощь здесь должен прийти администратор торгового зала. Именно поэтому его стол должен быть расположен вблизи кассовой зоны, лучше всего у входа. Тогда кассир может, не покидая рабочего места, обратиться к администратору, который оперативно устранит проблему».

Скорость обслуживания зависит и от того, какой вид сканера применяется в работе. Есть многоплоскостные сканеры, встраиваемые в кассовый бокс, а есть ручные. Второе устройство дешевле, но работа кассира с ним проходит намного медленнее, так как кассиру приходится держать его в руке и «прицеливаться» к штрих-коду товара. Если в магазине высокая проходимость, то без многоплоскостного сканера не обойтись, достаточно пронести над таким сканером товар, и информация считывается без «прицеливания».

Резюмируя, Сергей Сутурин выделяет основные принципы организации места кассира: «Главное при подборе оборудования для прикассовой зоны — обеспечение максимального удобства клиенту при покупке, видимость дисплея, удобный проход и место для фасовки. К сожалению, в отличие от Москвы, наш рынок не так широк и гибок, здесь мало крупных клиентов, что не дает широких просторов для деятельности. Поэтому пока большинство решений - стандартные».

Ольга Куцая, Наталья Великанова, еженедельник «Конкурент»
11.07.2006

Наверх